|
Умения и знания в жизни пригодятсяОвладение техникой выполнения наблюдений и опытов, даже простейших, невозможно без последовательного и систематическою развития у детей умения организовывать эту работу – усваивать ее назначение и задачи, вдумчиво отбирать объекты наблюдений и опытов, устанавливать рациональный общий план, порядок, способы, а если нужно, то и сроки их выполнения. Овладение техникой наблюдений и опытов, как бы просты они ни были, невозможно без постоянного совершенствования умения учащихся мобилизовывать внимание, проводить измерения, вести записи и зарисовки, анализировать получаемые результаты, осуществлять самоконтроль. От простых, кратковременных, иногда мимолетных наблюдений младшие школьники постепенно переходят к организованным и целенаправленным опытам с заранее сформулированными задачами. Например, учитель может поставить перед учащимися задачу самостоятельной организации и проведения элементарного опыта для выяснения сравнительной прочности ниток одинаковой толщины и назначения, но изготовленных из волокон различного происхождения – растительных, животных, искусственных, синтетических и смешанных. Важно, чтобы учащиеся при этом не только продумали содержание и условия проведения опыта, не только установили, в каком порядке располагаются взятые нитки по степени прочности, но и попытались определить, какое значение имеют свойства ниток для их использования в различных практических целях. Последовательное усложнение наблюдений и опытов, постепенное введение простейших лабораторных работ, сопровождающихся, как известно, различными измерениями, способствуют умственному развитию учащихся, накоплению ими политехнических представлений о различных производственных процессах и явлениях, материалах и орудиях труда, конструкциях изделий, труде взрослых и т. п. Важно отметить, что постепенное усложнение содержания, объема и трудоемкости отдельных наблюдений и опытов не должно выходить за рамки доступного для учащихся начальных классов содержания учебной программы. Одна из важных задач учителя при организации на уроках труда наблюдений, опытов и простейших лабораторных работ – систематически учить детей самостоятельно добывать знания, без овладения которыми невозможно трудиться осмысленно, целенаправленно, продуктивно. Это прежде всего знания о приемах разработки рациональных конструкций изготавливаемых на уроках труда изделий; знания об ассортименте и важнейших свойствах обрабатываемых материалов, применяемых орудий труда; знаний о технологических процессах, рациональных приемах труда, правилах техники безопасности, санитарии и гигиены; знания об организации труда и трудовой культуре. Во всей этой работе важен не только конечный результат – обогащение знаниями и их систематизация, но и постоянное совершенствование самого умения целенаправленно наблюдать, проводить опыты, результаты которых имеют значение для очередных практических работ. Формулирование таких умений – существенный элемент политехнической трудовой подготовки младших школьников, важная особенность связи трудового обучения и воспитания с жизнью, с изучением других учебных предметов, преподаваемых в начальных классах. Вместе с тем формирование названных умений – важная сторона теоретической и практической подготовки младших школьников к дальнейшему обучению в средних классах школы. «...Политехнически построенная программа, – утверждала много лет назад Н. К. Крупская, – требует от учащихся больше, чем какая-либо другая, умения наблюдать, углублять и проверять свои наблюдения путем опытов, путем практики, в частности трудовой практики, требует умения фиксировать свои наблюдения и делать из них выводы». Интересное об уроках труда:
Дети умнеют в процессе наблюдения |
На главную страницу сайта |
|