|
Реформа университетского преподавания физикиЕсть у Рождественского серия работ в области прикладной оптики, посвященных теории микроскопа. Здесь определенную роль сыграла его еще юношеская любовь к биологии. Много работая с микроскопом, он подходил к этому прибору и как теоретик, и как практик. Микроскопии Д. С. Рождественский посвятил три работы. В двух из них рассматривается значение когерентного и некогерентного освещения микроскопа, дается дифракционная теория образования изображений, в третьей предлагается принцип конструирования осветительных систем. Эти работы не только не устарели в настоящее время, но имеют большое значение в связи с возросшим интересом к вопросам о когерентности света. Нельзя обойти молчанием огромную работу ученого в области реформы университетского преподавания физики. Рождественский хорошо видел, что учебный план физико-математических факультетов был составлен так, что преподавание физики сильно отставало от уровня современной науки. Обычно физики, геофизики, геодезисты, астрономы, механики, математики обучались на математическом отделении физико-математического факультета. Необходимые сведения по математике физики получали очень поздно, на старших курсах, что лишало их возможности при чтении теоретического курса изучать его современные разделы. Рождественский считал необходимой организацию в университете специального физического отделения. По его инициативе обучение будущих физиков подвергалось коренной перестройке. В 1919 году было открыто физическое отделение. Ученый сам составил проект нового учебного плана, в котором предусматривались особые курсы математики для физиков, отнесенные к началу обучения, делался упор на научную работу студентов и учитывались интересы вновь возникающих научно-исследовательских институтов. Этот план был вынесен на широкое обсуждение большой авторитетной комиссии, которая после жарких прений одобрила его. Крупнейшие математики А. Н. Крылов, В. И. Смирнов оказали огромную помощь в создании специальных курсов математики, предназначенных для будущих физиков. Реформа сразу подняла уровень подготовки и дала возможность читать физикам современные курсы: статистику, квантовую теорию, строение атома и т. д. Позже подобные реформы были произведены в Политехническом институте и Московском университете. Основные принципы подготовки физиков, разработанные Рождественским, с успехом применяются и в наше время. Сам Рождественский не имел большой педагогической нагрузки. Но он необычайно тщательно готовился к занятиям, затрачивая очень много времени на подбор литературы, придумывание новых опытов и изготовление приборов. Лекции его были насыщенны и весьма содержательны. В двадцатых годах, крайне перегруженный научной и административной работой, Д. С. Рождественский прекратил чтение университетских курсов лекций, оставив лишь руководство научными семинарами. В 1932 году Д. С. Рождественский по личной просьбе освобождается от обязанностей директора ГОИ, но продолжает руководить его научным сектором. В этот период он пишет основные работы по оптотехнике, вновь возвращается к наблюдению аномальной дисперсии и ведет интенсивную научную и педагогическую работу до самой смерти, последовавшей в 1940 году. Неизгладимый след в русской науке оставил Д. С. Рождественский – крупный ученый, организатор и педагог. Лучше всего определил наиболее существенные черты ученого очень хорошо знавший его профессор К. К. Баумгарт. Он писал, в частности: «В отношениях с людьми Дмитрий Сергеевич был прям и несколько резок, упрям и властен, в суждениях подчас парадоксален. Но все его недостатки с избытком искупались рядом достоинств, его большой честностью и мужеством. Всегда можно было верить, что он думает именно так, как говорит!.. К своим сотрудникам Дмитрий Сергеевич относился очень внимательно, с большой нежностью. Он был не только настоящий ученый, но и настоящий человек».
Дмитрий Сергеевич Рождественский (1876–1940)
Дисперсия электронов |
На главную страницу сайта |
|