|
Раскопки археолога Эли де МассенаОценивая предметы художественного творчества первобытных людей, Пеккадо де л'Иль отметил, что творения эти были вызваны, по его мнению, желанием художника «удивить и порадовать сородичей», воплотить в скульптурах и гравюрах животный мир, соседствующий с людьми. Перед исследователями древностей приоткрылись возможности соприкоснуться с духовным миром своих далеких предков. И это чудо стало возможным благодаря «настойчивым усилиям Буше де Перта, Эдуарда Лартэ и Генри Кристи, которые посвятили свою жизнь и труды делу приобщения многих к науке, столь важной для истории человечества». Такими торжественными словами завершил Пеккадо де л'Иль свою публикацию о новых находках в Брюникеле. В 1865 г. Эли де Массена, археолог-любитель, начал раскопки в долине реки Коррез, где вел поиски и Жиль-бер Лаланн. Вначале Массена и Лаланну не везло – раскопки около Брив (департамент Коррез) не дали ни одного образца древнего искусства. Положение, однако, изменилось, когда Массена решил посетить долину Везера. Здесь он вскоре приступил к раскопкам все той же Ложери-Бас, но выбрал для исследования другое место – верхний участок стойбища, который никем до него не изучался. Провел он также работы и в знаменитой Ля Мадлен. Вид раскопок Лартэ и отвалов из них со всей наглядностью раскрыл главный методический просчет в исследованиях его знаменитого предшественника: оказывается, нанятые рабочие просто грубо перерывали землю, не придерживаясь каких-либо правил. Задача перед ними, судя по всему, ставилась сугубо ограниченная – искать каменные инструменты и предметы искусства. Как можно было легко убедиться, многое при такой установке оказалось выброшенным в отвалы вместе с глиной. Эли де Массена разработал более строгие правила раскопок, а главное, вел их сам, препоручая землекопам лишь самое трудоемкое, но простое дело – удаление толщи пустой породы, перекрывающей слои с находками. Успех сопутствовал ему в Ложери-Бас. 29 июля 1869 г. он доложил на заседании Антропологического общества Парижа о впечатляющих результатах своих открытий, и выводы его были благосклонно приняты всеми слушателями, в том числе председательствующим – восходящей звездой «французской доистории» Габриэлем де Мортилье, основателем (совместно с антропологом Полем Брока) нового археологического издания – «Материалы примитивной и естественной истории человека». Эли де Массена получил приглашение опубликовать в этом издании подробный отчет о своих исследованиях, чем он и воспользовался: в 1869 г. из печати вышла его статья «Гравюры и скульптуры Ложери-Бас (Дордонь)». В ней шла речь о культурных слоях, о найденных в них всевозможных инструментах и костных останках вымерших животных. Но название публикации не оставляло сомнений в том, что именно Массена считал самым ценным из открытого им: конечно же неизменно вызывающие изумление археологов предметы первобытного искусства. Массена описал тогда три скульптуры, изготовленные из рога северного оленя, – голову «гиппопотама», представляющую собой навершие загадочного изделия, которое получило название «жезла начальника»; туловище рыбы с выгравированными на ее поверхностях рисунками лошади и рыбы; и «двойного быка» – странного существа с развернутыми в противоположные стороны «прекрасно моделированными головами молодых быков». «Грива, маленькие рожки и особенно бородка» были выполнены первобытным художником «столь тщательно, что можно абсолютно достоверно определить вид буйволов, ныне уже исчезнувших». Гравированных знаков и рисунков было обнаружено множество. Среди них самым замечательным произведением была композиция, выполненная на роге оленя, длиной около 25 сантиметров. В сущности, она представляла собой сцену, действующими лицами которой выступали «зубр-самец и обнаженный человек, будто бы только что сраженный им». Тонкость и детальность гравировки, а также живость изображений настолько поразили Массена, что он позволил себе отступить в описании их от сухого языка академической науки: «Голова зубра, щетинистая и огромная, с угрожающими рогами и широко открытыми ноздрями, опущена вниз. Хвост приподнят и воинственно изогнут. Такой зверь обратит в бегство любого врага. Человек – обнаженный, и этот рисунок, полагаю я, наиболее прекрасный и совершенный среди изображений людей эпохи пещер, обнаруженных на сегодняшний день». Отделка фигуры оказалась, несмотря на ее миниатюрность, настолько тщательной, что Массена первым дал на основании гравюры словесный портрет обитателя стойбища Ложери-Бас «эпохи северного оленя»: «По форме черепа это брахицефал. У него короткая шея, небольшая бородка, а густые волосы собраны на макушке в пучок. Руки прорисованы плохо – изображены части их от локтя до плеча. Правая отведена назад, и создается впечатление, что человек приготовился запустить стрелу, тогда как левой он хочет схватить зубра за хвост. Грудь очень выгнута; хорошо прорисован живот. Половой орган огромный, сильно акцентирован. Позвоночник короткий и изогнутый. Хорошо прорисованы бедра, короткие ноги и ступни. Голова повернута назад». Изучение деталей лица Массена провел настолько дотошно, что даже заметил «выражение радости, охватившей охотника».
Предыдущая глава:
Первобытное искусство на стенах гротов и пещер
Следующая глава:
Международный антопологический конгресс |
|
На главную страницу сайта |
|