О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Человеком двигала духовная необходимость

Буше де Перт, будто не замечая подстерегающей его опасности, упрямо продолжал мудрствовать. Он обратил внимание читателей на то, с каким старанием древние люди производили одни и те же типы изделий. Для него было ясно, что люди палеолита «руководствовались при этом одним и тем же намерением»; это должно было свидетельствовать о некой «мощной движущей силе», которая лежала в основе подобного намерения, о «какой-то потребности или веровании». Он отыскал эту «мощную движущую силу», определив ее как «необходимость физическую», которая удовлетворяла «потребности материальные», и необходимость духовную, которая удовлетворяла «потребности мышления». Данная идея и стала ключом к его пониманию истоков эволюции «допотопного общества» – необходимость физическая привела к появлению у древнего человека «орудий, оружия и предметов обихода», а духовная – к изготовлению «идолов, памятных знаков, символов и письменных знаков. Не имея железа, древние люди имели каменные орудия. И материалом, которым они обрабатывались, был тоже камень. При осознании слабости средств результаты вырастают в наших глазах. Испытывая удивление, мы сказали: если цивилизованный человек имел в распоряжении науку и гений, то человек дикий имел необходимость, волю и терпение». Но ошибается тот, кто полагает, что установить различие между двумя категориями изделий первобытных людей – дело легкое. Разделяющая грань здесь «едва видима». В такой ситуации для археолога не остается ничего другого, как, изучая с величайшим терпением и дотошностью мельчайшие детали изделий, «сориентироваться в этом лабиринте и в конце концов найти дорогу и понять, что тогда, как и сегодня, у человека, когда он действовал, была цель».

Подчеркнув далее еще раз, что именно «необходимость духовная» породила «изображения, символы, фигуры людей и животных», поскольку «нет ни одного человеческого существа, которое не испытывало бы потребности в религии или (при ее отсутствии) в суеверии», Буше де Перт, будто поддразнивая святых отцов вольнодумством, точно определил объекты, которые боготворил «Человек Природы», и разъяснил, почему это делалось: «Он поклонялся небу или земле, добру или злу. Это поклонение, рожденное надеждой или страхом (в чем он, возможно, и не отдавал себе отчета), существовало в нем. Таким образом, из любви или страха, всякое объединение людей имело свой культ. Люди древнекаменного века прежде всего почитали объекты ощутимые: солнце, луну, звезды; затем деревья, растения, животных». Отсюда видно, сколь сложное содержание вкладывал «Человек Природы» в свои каменные скульптуры. Буше де Перт воспринимал «эти странные, но наполненные смыслом уже в силу самой их странности» фигурные камни как «знаки, представляющие собой в их сходстве и в различии средства утверждения и передачи знаний», как символы, «которые могли быть и письменностью, и, таким образом, первым иероглифическим языком». Можно было лишь подивиться великой значимости этих скульптурок из кремневых пород, «малая величина которых так сильно контрастировала с важностью информации, в передаче коей заключалась их миссия». Тут наступила пора Буше де Перту ответить на еще один язвительный вопрос своих оппонентов: «Если эти изображения сделаны человеком, зачем он их создал в таком большом количестве? Недостаточно заявить, что их сделал человек, надо еще объяснить, с какой целью он их сделал?» Да это почти слово в слово то, о чем в свое время допытывался у гостя из Аббеви-ля сам Эли де Бомон! Так каков же ответ? А вот каков: «Что касается числа, которое, как кажется, вызывает такое удивление, так разве их больше, чем наших медалей scapulaires или мадонн? Если же говорить о языческих народах, то разве их статуэток, гравированных камней, символов, амулетов, которые находят тысячами в местах их обитания, было меньше, чем палеолитических фигурок? А ведь эти народы и их культ, эти греки и римляне, существовали не 20 веков. Иначе обстоит дело с кельтами: кто может сказать о количестве их поколений и о том, сколько тысячелетий прошло без изменений в их обычаях и вере? А если мы добавим к этим религиозным творениям все наметки, наброски, попытки, связанные с необходимостью, затем индустрией, затем искусством... то что же удивительного в том, что мы все еще находим в большом количестве наметки этих первых идолов? Было бы более удивительным, если бы их не находили».

С раздражением Эли де Бомон заметил, что традиции такого емкого по содержательности «языка знаков», «фигурных камней» или каменных скульптур Буше де Перт прослеживал в определенных объектах значительно более поздних культур. Он, этот своеобразный «язык знаков», развивался «по мере развития людей и событий», пока в эпоху друидов времен Цезаря не появились гранитные колоссы – менгиры, кромлехи, peulvans (стоячие камни) Бретани. Культ камня кельтов питали те же, в общем, идеи, что скрывались за скульптурными образами животных и человека «допотопной эпохи». Монументальные менгиры и кромлехи жрецов-друидов были их «алтарями и каменными богами», гигантскими по величине идолами, являвшимися потомками «странных и загадочных фигурных камней» каменного века. Служители древних богов, уже «объединяя усилия масс людей», размещали эти многотонные каменные истуканы не как попало. Буше де Перт усматривал в их рассредоточении на землях Древней Галлии нечто «символическое» и воспринимал менгиры и кромлехи как «запись гигантскими буквами истории происшедших событий. От этих великих рассказов сохранилось лишь несколько страниц. Эти отдельные дольмены, разбросанные группы камней, дают нам только неуловимые нити: «ткань» разорвана, смысл «урезан». Останутся ли они навсегда такими, а проблема – навсегда неразрешимой?» Поставив так вопрос, Буше де Перт вновь воззвал к сотрудничеству с ним других любителей древностей: «Мы передаем эту задачу для изучения всем. В нашем стремлении к познанию мы отнюдь не хотим, чтобы непременно возобладало наше мнение. Мы лишь надеемся узнать истину».


Предыдущая глава: Скульптуры животных

Следующая глава: Кто сделал царапины на поверхности костей


В.Е. Ларичев. Прозрение.

Избранные главы

О книге «Прозрение»

Имя археолога В.Е. Ларичева хорошо известно читателям по его книгам «Поиски предков Адама» и «Сад Эдема», посвященным проблемам происхождения человека. В новой работе ученый рассказывает об открытии в разных странах памятников палеолитического искусства, о спорах среди исследователей по вопросу о значении искусства в жизни древних людей, о связи его с ранними формами религиозных верований.


На главную страницу сайта