О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Образцы предметов, костей и фигур

Такого рода заключения означали весьма важное – «художественные традиции» и «школы» искусств в древнекаменном веке со всей очевидностью свидетельствовали о длительности их формирования, не случайности ошеломляюще высокого уровня исполнения работ, а также о поверхностной оценке значимости образов первобытного искусства сторонниками экстраполяции теории «искусства для искусства» на объекты творчества человека ледниковой эпохи. Проблема, однако, заключалась в том, что подобрать ключ к расшифровке смысла их оказалось делом необычайно трудным, ибо никто ясно не представлял, как и с какой стороны подступиться к нему. Так, Лартэ и Кристи в «Аквитанских древностях» опубликовали предметы искусства кроманьонцев, но какими колебаниями и недомолвками сопровождались интерпретации тех же, положим, насечек! Чтобы уяснить это, достаточно познакомиться с наиболее характерными описаниями такого рода знаков и высказанными по поводу их назначения мыслями:

1. Гравировка на цилиндрическом стержне двух голов зубров, человеческой фигуры, двух голов лошадей и змеи «среди рядов черточек и фигур (смысл их и связанные с ними намерения от нас ускользают). Признаемся, что в этом странном сочетании фигур, как и в них самих, мы не в состоянии уловить ни целей, ни идеи, которая связывалась бы с сознательным расположением изображений. Если другие, более знающие, сочтут возможным усмотреть в этом выражение какой-либо аллегории или символику, мы охотно уступаем им заслугу и ответственность».

2. Галька из Ля Мадлен со сквозным отверстием, расположенным не по центру тяжести, бороздками, которые расходятся в разных направлениях, и схематичным изображением какого-то животного. На двух сторонах повторялись две косые линии. «Такое повторение знаков на обеих поверхностях может иметь какое-то условное значение и вызвать у некоторых из наших читателей мысль о талисмане или же совершенно иные идеи, связанные с символическим смыслом».

3. Обломок пластины рога северного оленя из пещеры Кроманьон с «множеством выемок, идущих вдоль краев.

У нас есть подобный экземпляр из Горж д'Анфер, другой из Ориньяка. У последнего, помимо выемок по бокам, на выпуклой и гладкой поверхности выгравированы поперечные линии. Их приняли за охотничьи зарубки, но никакого удовлетворительного заключения по поводу их назначения сделано не было».

4. Предмет, несколько напоминающий удлиненный отщеп с одной почти плоской поверхностью и другой – слегка выпуклой. «На образце имеются мелкие краевые нарезки, вероятно для украшения. Совершенно непонятны, если вообще они что-либо означают, серии неглубоких нарезок у краев и в какой-то мере систематически расположенные ямки с обеих сторон. Читатель может заметить, что группы нарезок отличаются друг от друга направлением в расположении, формой и количеством. Некоторые, возможно, усмотрят в этом какой-то смысл. Трудно сказать также, насколько сознательно делались комбинации из косых поперечных линий, составленных из ямок-точек... Некоторые группы ямок на плоской поверхности дают число 9, вне зависимости от того, как их считать – вертикально или горизонтально. Тем не менее ни в этом, ни в группах зарубок нельзя заметить определенных указаний на систему чисел, и мы не можем с уверенностью говорить и о каком-либо ясном плане отметок».

5. Изогнутое орудие из кости, обнаруженное в Ложери. «Вогнутая сторона и боковые грани украшены продольными канавками. На прямой части выпуклой стороны есть углубление, а на краях сделаны небольшие косые зарубки: 11 на одной стороне и 13 – на другой, почти напротив друг друга, но без системы, ничего не объясняющие с точки зрения их происхождения и назначения (если они действительно сделаны с какой-либо целью). Разве что они использовались как отметки о сделанной работе или для счета каких-либо предметов».

6. Фрагмент резной кости «с мелкими зубчиками вдоль обоих краев, сделанными тщательно, в виде зарубок. Другая сторона образца немного округлена, а краевые зарубки здесь видны еще лучше; они переходят сюда с другой стороны. На нижнем крае образца сохранились 43 зарубки. Но по виду использования этой кости с зарубками и рисунком змеи остается только строить предположения. Доказательств того, что змеевидная фигура имела какой-то особый смысл, что зарубки были связаны со счетом и что данный предмет имел утилитарное назначение или служил украшением, не имеется».

7. Изделие из Ля Мадлен «с 32 поперечными зарубками или царапинами, служившими, возможно, в качестве отметок для памяти или счета временных периодов, результатов охотничьих экспедиций, подсчета удач или умения, или чего-то другого, в зависимости от обстоятельств».

8. Тщательно вырезанное из рога оленя изделие, обнаруженное в Ля Мадлен. На поверхности его размещено множество нарезок. «На одной из широких граней, на тонком конце, видно шесть довольно широких, косых поперечных нарезок; четыре верхние – несколько изогнуты или почти угловаты. На противоположной стороне – 11 подобных поперечных нарезок, почти параллельных, в основном разделенных неравными промежутками; а в семи верхних интервалах помещены пары неправильных ромбовидных фигур, видимо, результат попытки вырезать кружки или овалы с помощью каменного орудия. На каждом крае вырезана серия отчетливых, расширяющихся кверху выемок. Они характеризуются нерегулярностью как с точки зрения размера, так и положения, не соответствуют одна другой, так же как и серии поперечных зарубок. Возможно, что этот, к сожалению, сломанный образец использовался для счета в игре».


Предыдущая глава: Зачатки письменности

Следующая глава: Конрад Мерк находит новый вход в пещеру


В.Е. Ларичев. Прозрение.

Избранные главы

О книге «Прозрение»

Имя археолога В.Е. Ларичева хорошо известно читателям по его книгам «Поиски предков Адама» и «Сад Эдема», посвященным проблемам происхождения человека. В новой работе ученый рассказывает об открытии в разных странах памятников палеолитического искусства, о спорах среди исследователей по вопросу о значении искусства в жизни древних людей, о связи его с ранними формами религиозных верований.


На главную страницу сайта