|
Камень с изображением северного оленяФ. Гарригу в том же 1868 г. начал раскопки в гроте Ля Ваш, открытом напротив известной ему с 1864 г. огромной пещеры Нио в Пиренеях около Тараскона (департамент Арьеж). Эти исследования привели позже к открытию в гроте нескольких гравюр, впрочем не очень значительной ценности. Относительно спокойному восприятию в Европе открытия Эдуардом Лартэ «ископаемого искусства» в немалой степени содействовало то обстоятельство, что удачи в области исследования «допотопных культур» сопутствовали не только французским археологам. В середине 60-х годов изучение гротов в Бельгии начал директор Естественноисторического музея Брюсселя Эдуард Дюпон. Его внимание привлекли три пещеры – Фронталь, Шале и Тру Маргрит, расположенные в долине реки Лесс, недалеко от Понт-а-Лесс, Намюра и местечка Фурфооц. Раскопки начались в 1864 г. во Фронтале и сразу же привели к успеху – в пещерных отложениях залегали кости вымерших животных и обработанные древним человеком камни, сходные с орудиями из гротов Перигора. Вскоре Дюпону посчастливилось извлечь из культурного слоя Фронталя камень с выгравированной на его поверхности задней частью «доисторического быка» («Bos primigenius»). На следующий год наступил черед Шале. И вновь Дюпону сопутствовала удача – среди каменных орудий и обломков костей первобытных охотников в том же слое пещерных напластований залегали три предмета искусства: камень с выгравированным на его поверхности изображением северного оленя, еще один камень, на двух плоскостях которого размещались гравюры «древнего тура», северного оленя и горного козла, а также скульптурная фигурка птицы. Раскопки Тру Маргрит около Понт-а-Лесс начались в 1867 г. В рыхлых отложениях этой пещеры, значительно более древних, чем слои во Фронтале и Шале, Дюпон нашел покрытый знаками олений рог и статуэтку женщины, также вырезанную из рога оленя. В том же году Дюпон исследовал еще одну пещеру, открытую ближе к Намюру, около деревни Гойе. Здесь из древнего слоя был извлечен «жезл начальника» с выгравированным изображением рыбы. Тогда же, в 1867 г., в ведущем научном издании страны «Bulletin de I'Academie Royale des Sciences des lettres et des beaux-arts de Belgique» появилась статья Э. Дюпона «Decouverte d'objects graves et sculptes dans le Trou Margrit a Pont-a-Lesse». В ней сообщалось об открытии в Тру Маргрит доисторических гравюр и скульптур. Между тем Эдуард Лартэ в последующие за раскопками в Ложери-Бас годы скрупулезно обрабатывал коллекции из гротов и «внешних стоянок» Перигора, подготавливая к изданию фундаментальный труд – «Аквитан-ские древности», – посвященный культуре человека «ископаемой эпохи» Франции. Одной из главных заслуг этого труда стало подразделение культуры палеолита на несколько этапов. Для каждого из них Лартэ выделил наиболее характерное животное – пещерного медведя, мамонта, северного оленя и зубра, а также определил особенности каменной индустрии на тех же стадиях. Это была первая и, как стало теперь ясно, основополагающая по значимости периодизация древнейшего прошлого человечества, убедительно обоснованная, с одной стороны, переменами в животном мире, а с другой – изменениями в способах обработки камня. Отныне культура охотников «допотопных времен» не могла более восприниматься как нечто единое и застывшее. Она эволюционировала и совершенствовалась от древнейших стадий, представленных стойбищами в гротах Мустье и Лезэйзи, к более поздним, которые характеризовались материалами «внешних стоянок» Ложери-От, Ложери-Бас и Ля Мадлен. Представленная Лартэ картина развития ранних культур каменного века стала своего рода эталоном для других исследователей Западной Европы.
Предыдущая глава:
Международный антопологический конгресс
Следующая глава:
Образцы допотопного искусства |
|
На главную страницу сайта |
|