О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Линденшмит пытается разоблачить фальсификаторов

Можно представить удовольствие Линденшмита, который, сопоставив рисунки, бросил тогда язвительную реплику: вероятно, «потоп» залил землю не шесть тысячелетий, а не более семи лет назад, когда образцы «допотопного искусства» зарисовал и впервые издал художник Лотман! Что и говорить – убийственное обвинение, выдвинутое к тому же не кем-нибудь, а известным ученым и художником. Конечно, у Линденшмита были свои счеты с теми, кто столь безответственно болтал о «допотопном искусстве». Ведь они подрывали одну из его националистических идей, подогретых сокрушительным разгромом французов под Седаном 1 сентября 1870 г., когда Наполеон III и его воинство оказались в плену армии прусского премьера Бисмарка: до древних тевтонов в Европе вообще не было никакой культуры. О каком же искусстве древнекаменного века (да еще в поверженной Франции) можно в таком случае говорить всерьез? Теперь Линденшмит получил наконец возможность воздать должное своим противникам.

В 1876 г. Линденшмит опубликовал в «Архиве антропологии» статью, в которой представил Мерка фальсификатором и аферистом.

Как выяснилось впоследствии, злосчастную иллюстрацию с лисой и медведем в книгу Мерка при подготовке ее к изданию включил не кто иной, как Ф. Келлер. Он же вставил в корректуру свой текст, поясняющий изображение, не оповестив об этом Мерка. Иллюстрация воспроизводила гравированные рисунки на двух обломках костей, найденных в пещере Кесслерлох. Тщательное расследование показало, что эти кости с рисунками являлись действительно подделкой, изготовленной одним из рабочих с целью «заработать на древностях». Образцом фальсификатору (Конраду Боллингтону) послужили рисунки из уже упоминавшейся детской книжки.

Все, кажется, стало на свои места. Однако Линденшмит продолжал заявлять во всеуслышание, что все это так называемое искусство «эпохи северного оленя» – фальшивка, самое настоящее надувательство и насмешка над наукой. Ведь искусство древних эпох даже у народов цивилизованных – абстрактно, «дико», безвкусно-«завитушечно». Реалистическим оно и быть не могло. Иные толкования противоречат «представлениям о прогрессе».

Убедительность размышлений Линденшмита казалась очевидной, и потому археологи Германии и большинства соседних с нею стран согласились с его доводами.

В 1878 г. на Всемирной выставке в Париже французские археологи предоставили для обозрения публике, съехавшейся в столицу со всего света, лучшие предметы искусства из находок Лартэ, Пьетта, Гарригу и других исследователей «допотопных культур». Это можно при желании расценить и как преднамеренный вызов коллегам из Германии. Во всяком случае, те не преминули понять происшедшее именно так и дали достойный ответ. Помимо Линденшмита с критикой «грубых ошибок» французов выступил в конце 70-х годов известный археолог из Штутгарта Оскар Фраас. Правда, он не ставил под сомнение подлинность их находок, поскольку ему самому при раскопках стойбища Шуссенквелле посчастливилось обнаружить кость, украшенную гравированным рисунком. Ему казался только весьма сомнительным «допотопный» возраст культуры охотников на северных оленей. Оскар Фраас считал, что они жили в тот период, когда в других районах Земли существовали уже государства с высокоразвитой культурой, влияющей на пещерных дикарей. Доктор Томассен, решивший в 1881 г. отметить наиболее впечатляющие успехи в естествознании за последнюю четверть века, прямо указал, где следует искать источник благотворного влияния. По его мнению, непредвзятый взгляд не оставлял сомнений в том, что троглодиты многое заимствовали... у греков.

Между тем 1880 год ознаменовался выходом в свет сочинения, которое взбудоражило и без того накалившиеся страсти и могло бы поставить в совершенно безвыходное положение Линденшмита и его сторонников, не случись событий, предсказать ход которых было бы не под силу даже дельфийскому оракулу. На обложке тоненькой книжки, изданной в типографии провинциального городка Северной Испании Сантандера, стояло имя никому во Франции не ведомого археолога дона Марселино С. де Саутуолы. Сочинение его называлось «Краткие заметки по поводу некоторых предысторических предметов, найденных в провинции Сантандер».


Предыдущая глава: Конрад Мерк находит новый вход в пещеру

Следующая глава: Пещера, которую нашел Саутуола


В.Е. Ларичев. Прозрение.

Избранные главы

О книге «Прозрение»

Имя археолога В.Е. Ларичева хорошо известно читателям по его книгам «Поиски предков Адама» и «Сад Эдема», посвященным проблемам происхождения человека. В новой работе ученый рассказывает об открытии в разных странах памятников палеолитического искусства, о спорах среди исследователей по вопросу о значении искусства в жизни древних людей, о связи его с ранними формами религиозных верований.


На главную страницу сайта