О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Журнал Materiaux отказывается от публикации открытия Саутуолы

Позже станут утверждать, что провинциальная публикация осталась незамеченной. Однако известно, что Широн послал сообщение о своем открытии в журнал «Materiaux» – тот самый, куда по сходному поводу через год предстояло обратиться Саутуоле. Габриэль де Мортилье и Казалис де Фондус не только не напечатали текст Широна, но не дали, как обычно бывало, даже краткого извещения о нем. Леопольд Широн в последующем пытался вести борьбу. Так, на заседании Антропологического общества Лиона 4 мая 1889 г. он сделал доклад о гравюрах Шабо, текст которого тогда же был опубликован. В следующем году его доклад о гравюрах Шабо был представлен Академии наук в Воклюз, а текст выступления был тогда же напечатан в IX томе издания «Academia de Vaucluse». Новая «атака» Широна была вызвана открытиями им гравюр на бивнях мамонтов в пещере Ле Фигье, расположенной как раз напротив Шабо. Рассуждения его были вполне резонны – если палеолитический человек гравировал на бивнях, то он с тем же успехом мог делать то же самое и на стенах пещер. Однако археолог Шантр, посетивший Шабо после заседания в Лионе, негативно оценил показанные ему находки. Как не без удовлетворения заметил потом Мортилье, «в этом скоплении линий невозможно было ничего рассмотреть». О том, что такая работа требует своего рода «расшифровки», то есть целенаправленного вычленения образов из хаотического сплетения линий, что подобное исследование предполагает наличие у археолога хотя бы минимально развитого воображения, скептики предпочитали «не догадываться».

Между тем потерпела неудачу попытка еще одного исследователя, Ж. Оллье де Маришара, привлечь внимание издателей «Materiaux» к настенным гравюрам Шабо. Маришар направил в 1879 г. письмо в редакцию и сообщил о «бесконечном множестве гравированных линий» на стене грота, которые по стилю напомнили ему гравюры, «какие встречаются на костях северного оленя» в пещерных отложениях древнекаменного века. В «примитивных граффити», скопированных им, он усмотрел изображения «двух человечков, лука, стрелы и странных знаков». Письмо Ж. Оллье де Маришара разделило судьбу сообщений в тот же журнал Леопольда Широна и Марселино де Саутуолы. Как писали позже, «Габриэль де Мортилье и Казалис де Фондус сочли необходимым проявить осторожность и отложить публикацию этих фактов». Быть может, это сделано было потому, что Маришар, как и де Саутуола, внушал подозрение в некомпетентности? Да ничуть не бывало, если судить по его аттестации самим Картальяком: «Автор прекрасно известен. Он весьма уважаем. Его археологические исследования нередко давали очень хорошие результаты. Он сотрудничал с Полем Казалисом де Фондусом (!) при открытии и изъятии костей слона в Дюрфоре, представляющего собой одну из жемчужин палеонтологической галереи Музея в Париже». Знаменательно, что в том же письме (написанном, на что следует обратить особое внимание, в октябре 1879 г., то есть уже после открытия Саутуолы в Альтамире и обращения его в «Materiaux») Ж. Оллье де Маришар писал: «Во многих гротах на берегах Ардеша, по которым я прошел и где вел раскопки, мне неоднократно приходилось видеть на каменных стенах многочисленные рисунки, надписи и изображения фантастических животных. Но все эти надписи, росписи и рисунки были сделаны киноварью и просто начертаны на камне». Маришар сообщал также редакции «Materiaux» об открытии им «палеолитических гравюр на стенах грота Эгез».

Пройдет более четверти века, и Картальяк будет лицемерно сетовать, что Ж. Оллье де Маришар, который умер в 1901 г., «не сообщил никаких других сведений и не опубликовал ничего, касающегося его открытий». А сделать это ему, мол, следовало непременно, ибо «его наблюдения, о важности которых сначала не подозревали, сейчас имеют очень большое значение». Но в конце 1879 г. те, от кого зависела судьба сообщений, направленных в «Materiaux» Саутуолой, Широном и Маришаром, судя по всему, раз за разом продолжали ссылаться на необходимость «подумать некоторое время», прежде чем опубликовать предлагавшиеся им материалы.

Ручеек таких сообщений мог бы превратиться в поток, и если этого не случилось, то виной всему то, что новости из пещер не соответствовали представлениям именитых консультантов «Materiaux» об уровне культуры троглодитов. Если факты противоречат концепции признанных метров – тем хуже для фактов!

Французские археологи, упустив шансы стать первооткрывателями настенного искусства древнекаменного века в 70-е годы, не вступили, однако, в ряды его защитников и в начале 80-х, когда им снова, на сей раз трижды (!), представлялись подходящие случаи подключиться к разъяснениям Саутуолы и Вилановы. Уже в 1882 г., как раз тогда, когда Виланова безнадежно пытался «объясниться» по поводу Альтамиры на конгрессах в Берлине и в Ла-Рошели, Ж. Б. Нолэт при обследовании небольшой пещеры Ломбри, открытой около Тараскона в департаменте Арьеж, заметил фигуру бизона, нарисованную на стене черной краской. Сообщение об этом открытии было напечатано в том же году на страницах «Archives du Musee histoire naturelle de Toulouse». Увы, это известие, как стали говорить позже, «осталось незамеченным».


Предыдущая глава: Рисунки на стене пещеры

Следующая глава: Раскопки гротов и пещер


В.Е. Ларичев. Прозрение.

Избранные главы

О книге «Прозрение»

Имя археолога В.Е. Ларичева хорошо известно читателям по его книгам «Поиски предков Адама» и «Сад Эдема», посвященным проблемам происхождения человека. В новой работе ученый рассказывает об открытии в разных странах памятников палеолитического искусства, о спорах среди исследователей по вопросу о значении искусства в жизни древних людей, о связи его с ранними формами религиозных верований.


На главную страницу сайта