|
Журнал Materiaux отказывается от публикации открытия СаутуолыПозже станут утверждать, что провинциальная публикация осталась незамеченной. Однако известно, что Широн послал сообщение о своем открытии в журнал «Materiaux» – тот самый, куда по сходному поводу через год предстояло обратиться Саутуоле. Габриэль де Мортилье и Казалис де Фондус не только не напечатали текст Широна, но не дали, как обычно бывало, даже краткого извещения о нем. Леопольд Широн в последующем пытался вести борьбу. Так, на заседании Антропологического общества Лиона 4 мая 1889 г. он сделал доклад о гравюрах Шабо, текст которого тогда же был опубликован. В следующем году его доклад о гравюрах Шабо был представлен Академии наук в Воклюз, а текст выступления был тогда же напечатан в IX томе издания «Academia de Vaucluse». Новая «атака» Широна была вызвана открытиями им гравюр на бивнях мамонтов в пещере Ле Фигье, расположенной как раз напротив Шабо. Рассуждения его были вполне резонны – если палеолитический человек гравировал на бивнях, то он с тем же успехом мог делать то же самое и на стенах пещер. Однако археолог Шантр, посетивший Шабо после заседания в Лионе, негативно оценил показанные ему находки. Как не без удовлетворения заметил потом Мортилье, «в этом скоплении линий невозможно было ничего рассмотреть». О том, что такая работа требует своего рода «расшифровки», то есть целенаправленного вычленения образов из хаотического сплетения линий, что подобное исследование предполагает наличие у археолога хотя бы минимально развитого воображения, скептики предпочитали «не догадываться». Между тем потерпела неудачу попытка еще одного исследователя, Ж. Оллье де Маришара, привлечь внимание издателей «Materiaux» к настенным гравюрам Шабо. Маришар направил в 1879 г. письмо в редакцию и сообщил о «бесконечном множестве гравированных линий» на стене грота, которые по стилю напомнили ему гравюры, «какие встречаются на костях северного оленя» в пещерных отложениях древнекаменного века. В «примитивных граффити», скопированных им, он усмотрел изображения «двух человечков, лука, стрелы и странных знаков». Письмо Ж. Оллье де Маришара разделило судьбу сообщений в тот же журнал Леопольда Широна и Марселино де Саутуолы. Как писали позже, «Габриэль де Мортилье и Казалис де Фондус сочли необходимым проявить осторожность и отложить публикацию этих фактов». Быть может, это сделано было потому, что Маришар, как и де Саутуола, внушал подозрение в некомпетентности? Да ничуть не бывало, если судить по его аттестации самим Картальяком: «Автор прекрасно известен. Он весьма уважаем. Его археологические исследования нередко давали очень хорошие результаты. Он сотрудничал с Полем Казалисом де Фондусом (!) при открытии и изъятии костей слона в Дюрфоре, представляющего собой одну из жемчужин палеонтологической галереи Музея в Париже». Знаменательно, что в том же письме (написанном, на что следует обратить особое внимание, в октябре 1879 г., то есть уже после открытия Саутуолы в Альтамире и обращения его в «Materiaux») Ж. Оллье де Маришар писал: «Во многих гротах на берегах Ардеша, по которым я прошел и где вел раскопки, мне неоднократно приходилось видеть на каменных стенах многочисленные рисунки, надписи и изображения фантастических животных. Но все эти надписи, росписи и рисунки были сделаны киноварью и просто начертаны на камне». Маришар сообщал также редакции «Materiaux» об открытии им «палеолитических гравюр на стенах грота Эгез». Пройдет более четверти века, и Картальяк будет лицемерно сетовать, что Ж. Оллье де Маришар, который умер в 1901 г., «не сообщил никаких других сведений и не опубликовал ничего, касающегося его открытий». А сделать это ему, мол, следовало непременно, ибо «его наблюдения, о важности которых сначала не подозревали, сейчас имеют очень большое значение». Но в конце 1879 г. те, от кого зависела судьба сообщений, направленных в «Materiaux» Саутуолой, Широном и Маришаром, судя по всему, раз за разом продолжали ссылаться на необходимость «подумать некоторое время», прежде чем опубликовать предлагавшиеся им материалы. Ручеек таких сообщений мог бы превратиться в поток, и если этого не случилось, то виной всему то, что новости из пещер не соответствовали представлениям именитых консультантов «Materiaux» об уровне культуры троглодитов. Если факты противоречат концепции признанных метров – тем хуже для фактов! Французские археологи, упустив шансы стать первооткрывателями настенного искусства древнекаменного века в 70-е годы, не вступили, однако, в ряды его защитников и в начале 80-х, когда им снова, на сей раз трижды (!), представлялись подходящие случаи подключиться к разъяснениям Саутуолы и Вилановы. Уже в 1882 г., как раз тогда, когда Виланова безнадежно пытался «объясниться» по поводу Альтамиры на конгрессах в Берлине и в Ла-Рошели, Ж. Б. Нолэт при обследовании небольшой пещеры Ломбри, открытой около Тараскона в департаменте Арьеж, заметил фигуру бизона, нарисованную на стене черной краской. Сообщение об этом открытии было напечатано в том же году на страницах «Archives du Musee histoire naturelle de Toulouse». Увы, это известие, как стали говорить позже, «осталось незамеченным».
Предыдущая глава:
Рисунки на стене пещеры
Следующая глава:
Раскопки гротов и пещер |
|
На главную страницу сайта |
|