|
Что умел человек ледниковой эпохиПрежде чем заявить такое, Пьетт провел исчерпывающую систематизацию всего известного по искусству древнекаменного века, обратившись к находкам Лартэ, Кристи, Массена, Пеккадо де л'Иля и других исследователей, кому в середине 70-х годов и позже посчастливилось найти образцы первобытного изобразительного творчества, но кто большей частью ограничивался в публикациях лишь «извещением» о своих удачах да беглым описанием обнаруженных художественных объектов. Он приступил также к выкупу из частных коллекций скульптур и гравюр ледниковой эпохи, скрупулезно упорядочивая сведения, связанные с открытиями образцов первобытного художественного творчества. Пьетт сразу же и недвусмысленно нацеливался на решение одной из самых грандиозных проблем археологии – сначала воссоздать картину развития и распространения первобытного искусства, а затем попытаться выявить мотивы и причины зарождения столь неординарной сферы деятельности охотников палеолита. Иными словами, его волновали не просто находки, которые в глазах иных археологов представлялись неким курьезом, а теоретические проблемы художественного творчества тех, кого называли троглодитами. Выбор столь сложного направления поиска обусловливался следующими соображениями: «Несмотря на открытия Буше де Перта, все еще продолжались споры по поводу одновременного существования человека и гигантских вымерших животных, костяки которых находили в гра-виях. Результат исследований Лартэ и Кристи удивил их самих: человек ледниковой эпохи, о котором кое-кто не хотел и думать, а другие рассматривали его как дикаря, едва ли в чем отличающегося от животного, – этот человек, не знавший металла, создавал, оказывается, скульптуры и гравюры, воспроизводил с замечательным даром воображения животных, в окружении которых он жил, – мамонта, оленя, лошадь. Это открытие произвело в ученом мире, с одной стороны, взрыв восхищения и энтузиазма, а с другой – породил скептическое отношение к исследователям пещер». Раскопки в Гурдане и Лортэ, а затем и в других местах показали Пьетту, насколько ошибались те, кто представлял пещерных жителей ледниковой эпохи Франции варварами, которые принесли откуда-то с севера, а быть может, даже из далекой Сибири «эскимоидную» по облику культуру, и кто думал, что она просуществовала в Западной Европе в неизменном виде на протяжении десятков тысячелетий и бесследно исчезла, когда началось потепление климата и в суровые края морозов и снегов удалились северные олени, мамонты и шерстистые носороги. Пьетт назвал подобные заключения ошибочными и, оценивая культуру древнекаменного века как цивилизацию, усматривал признаки зарождения ее на пространствах Западной Европы, где она затем развивалась, достигла своего апогея и наконец пришла в упадок. Находки из Гурдана и иных многослойных памятников показывали, что каменная индустрия троглодитов не оставалась неизменной, а, знаменуя прогресс, менялась от слоя к слою. При этом изменения в климате заметно отражались в изменениях пищи человека: вначале он охотился преимущественно на мамонтов, затем, при умеренном климате, – на лошадей, а еще позднее – на оленей. Все это время развивалось также и искусство.
Предыдущая глава:
Эдуард Пьет находит шедевры древнего искусства
Следующая глава:
Скульптура – начало древнего искусства |
|
На главную страницу сайта |
|