О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Эдуард Пьет находит шедевры древнего искусства

Особую значимость такой подход приобрел для доказательства не только глубокой древности искусства кроманьонца, но и его развития на протяжении тысячелетий. Вся эта хорошо продуманная методика поиска в пещерах позволяла фиксировать истинное местоположение древних находок и знать, какие вещи оказались в убежищах троглодитов раньше, а какие позже. Речь, таким образом, шла о воссоздании этапов обитания на стойбищах и о попытке представить с возможно большей точностью развитие культур древнекаменного века юга Франции, которое прежде определялось на основе беспорядочно добытых материалов в разных местах горных долин Перигора.

Раскопкам в Монтреже сопутствовала удача. Пьетту сразу же посчастливилось обнаружить в Гурдан скульптурное изображение головы лошади. Сообщение об этом замечательном открытии было сделано на заседании Академии наук 31 июля 1871 г. и тогда же удостоилось публикации в «Comptes rendus de I'Academie des sciences». В последующие пять лет в Гурдане при раскопках поразительной по мощности шестиметровой толщи культурных отложений удалось найти 58 предметов искусства. Это было целое собрание сокровищ первобытного художественного творчества, в числе которых находились гравированный рисунок стоящего человека, изображение благородного оленя и «жезл начальника», украшенный гравюрами голов трех серн, лошади и северного оленя. О высоком мастерстве древнего художника свидетельствовала гравюра северного оленя, представленного в сложном ракурсе. На одном из «жезлов начальника» гравер древнекаменного века представил живую охотничью сцену с несколькими участниками. С удивительной, по словам Пьетта, легкостью вырезались острым камнем изображения лошади, серны, волка и антропоморфной фигуры. Приходится сожалеть, что костяной жезл со сценой охоты, переданный в музей города Брюнна, был позже потерян.

Столь же значительный успех сопровождал раскопки, предпринятые Пьеттом в 1873 г. в гротах Лортэ, Лурд, Плакард, Брюникель и Эспелюг. В Лортэ (департамент Нижние Пиренеи) было обнаружено 23 образца искусства и множество изделий, украшенных узорами. Отдельные образцы, вроде гравюры озирающегося оленя и рисунка рыбы, представляли настоящие шедевры древнего искусства. Исследование Эспелюга в департаменте Верхние Пиренеи, где ранее вел раскопки Леон Нелли, привели к открытию 15 образцов древнейшего искусства, в том числе нескольких выдающихся по мастерству исполнения скульптур. Среди них особое восхищение вызвали изображение лошади, обезглавленного горного козла и скульптуры дикой кошки, а также изделия, украшенные замысловатыми спиральными узорами.

Исключительным по значимости результатом раскопок Эдуарда Пьетта стала впервые замеченная им строгая последовательность напластований в пещерах, где отложения ледниковой эпохи перекрывались слоями с находками новокаменного века, когда люди уже научились изготовлять глиняную посуду и шлифовать камень, наконец, «римского времени», когда широко использовались изделия из бронзы и железа. Временная позиция горизонтов ледникового периода приобрела теперь ясность, и потому оспаривать глубочайшую древность залегающих в них изделий «допотопного человека» стало отныне попросту невозможно для каждого, кто предпочитал следовать доводам фактов, а не библейским постулатам.

Пьетт не принял подразделения «ископаемой эпохи», предложенные Эдуардом Лартэ. Самый ранний из этапов ледникового периода он назвал Папальян (теперь – ориньяк), средний – Гурдан (солютре), а самый поздний – эпохой северного оленя или Лортэ (мадлен). Кроме того, Пьетту принадлежала честь открытия неизвестной ранее археологам стадии развития культуры каменного века – азильской, переходной от древнекаменного к новокаменному веку. Это название, как и остальные, происходит от наименования пещеры Мае д'Азиль. Периодизация Пьетта отличалась тем, что при создании ее учитывались одновременно смена климатических фаз, а также сопутствующие им изменения в животном мире (на что делал упор Лартэ), развитие техники обработки камня и типов инструментов (главные критерии выделения культур Мортилье), но в равной мере факты, связанные с появлением и последующим развитием искусства. При этом Пьетт был убежден, что скульптура – древнейшая форма художественного творчества кроманьонца. Он решительно отверг мнение людей, которые утверждают, что «скульптура – более совершенная форма искусства, чем гравюра, и появилась после нее. Они рассматривают прекрасные статуэтки животных, найденные на стойбищах ледниковой эпохи, как последние проявления искусства этого времени... Все было в действительности как раз наоборот».


Предыдущая глава: Поиск следов деятельности пещерных людей

Следующая глава: Что умел человек ледниковой эпохи


В.Е. Ларичев. Прозрение.

Избранные главы

О книге «Прозрение»

Имя археолога В.Е. Ларичева хорошо известно читателям по его книгам «Поиски предков Адама» и «Сад Эдема», посвященным проблемам происхождения человека. В новой работе ученый рассказывает об открытии в разных странах памятников палеолитического искусства, о спорах среди исследователей по вопросу о значении искусства в жизни древних людей, о связи его с ранними формами религиозных верований.


На главную страницу сайта