|
Эдуард Пьет находит шедевры древнего искусстваОсобую значимость такой подход приобрел для доказательства не только глубокой древности искусства кроманьонца, но и его развития на протяжении тысячелетий. Вся эта хорошо продуманная методика поиска в пещерах позволяла фиксировать истинное местоположение древних находок и знать, какие вещи оказались в убежищах троглодитов раньше, а какие позже. Речь, таким образом, шла о воссоздании этапов обитания на стойбищах и о попытке представить с возможно большей точностью развитие культур древнекаменного века юга Франции, которое прежде определялось на основе беспорядочно добытых материалов в разных местах горных долин Перигора. Раскопкам в Монтреже сопутствовала удача. Пьетту сразу же посчастливилось обнаружить в Гурдан скульптурное изображение головы лошади. Сообщение об этом замечательном открытии было сделано на заседании Академии наук 31 июля 1871 г. и тогда же удостоилось публикации в «Comptes rendus de I'Academie des sciences». В последующие пять лет в Гурдане при раскопках поразительной по мощности шестиметровой толщи культурных отложений удалось найти 58 предметов искусства. Это было целое собрание сокровищ первобытного художественного творчества, в числе которых находились гравированный рисунок стоящего человека, изображение благородного оленя и «жезл начальника», украшенный гравюрами голов трех серн, лошади и северного оленя. О высоком мастерстве древнего художника свидетельствовала гравюра северного оленя, представленного в сложном ракурсе. На одном из «жезлов начальника» гравер древнекаменного века представил живую охотничью сцену с несколькими участниками. С удивительной, по словам Пьетта, легкостью вырезались острым камнем изображения лошади, серны, волка и антропоморфной фигуры. Приходится сожалеть, что костяной жезл со сценой охоты, переданный в музей города Брюнна, был позже потерян. Столь же значительный успех сопровождал раскопки, предпринятые Пьеттом в 1873 г. в гротах Лортэ, Лурд, Плакард, Брюникель и Эспелюг. В Лортэ (департамент Нижние Пиренеи) было обнаружено 23 образца искусства и множество изделий, украшенных узорами. Отдельные образцы, вроде гравюры озирающегося оленя и рисунка рыбы, представляли настоящие шедевры древнего искусства. Исследование Эспелюга в департаменте Верхние Пиренеи, где ранее вел раскопки Леон Нелли, привели к открытию 15 образцов древнейшего искусства, в том числе нескольких выдающихся по мастерству исполнения скульптур. Среди них особое восхищение вызвали изображение лошади, обезглавленного горного козла и скульптуры дикой кошки, а также изделия, украшенные замысловатыми спиральными узорами. Исключительным по значимости результатом раскопок Эдуарда Пьетта стала впервые замеченная им строгая последовательность напластований в пещерах, где отложения ледниковой эпохи перекрывались слоями с находками новокаменного века, когда люди уже научились изготовлять глиняную посуду и шлифовать камень, наконец, «римского времени», когда широко использовались изделия из бронзы и железа. Временная позиция горизонтов ледникового периода приобрела теперь ясность, и потому оспаривать глубочайшую древность залегающих в них изделий «допотопного человека» стало отныне попросту невозможно для каждого, кто предпочитал следовать доводам фактов, а не библейским постулатам. Пьетт не принял подразделения «ископаемой эпохи», предложенные Эдуардом Лартэ. Самый ранний из этапов ледникового периода он назвал Папальян (теперь – ориньяк), средний – Гурдан (солютре), а самый поздний – эпохой северного оленя или Лортэ (мадлен). Кроме того, Пьетту принадлежала честь открытия неизвестной ранее археологам стадии развития культуры каменного века – азильской, переходной от древнекаменного к новокаменному веку. Это название, как и остальные, происходит от наименования пещеры Мае д'Азиль. Периодизация Пьетта отличалась тем, что при создании ее учитывались одновременно смена климатических фаз, а также сопутствующие им изменения в животном мире (на что делал упор Лартэ), развитие техники обработки камня и типов инструментов (главные критерии выделения культур Мортилье), но в равной мере факты, связанные с появлением и последующим развитием искусства. При этом Пьетт был убежден, что скульптура – древнейшая форма художественного творчества кроманьонца. Он решительно отверг мнение людей, которые утверждают, что «скульптура – более совершенная форма искусства, чем гравюра, и появилась после нее. Они рассматривают прекрасные статуэтки животных, найденные на стойбищах ледниковой эпохи, как последние проявления искусства этого времени... Все было в действительности как раз наоборот».
Предыдущая глава:
Поиск следов деятельности пещерных людей
Следующая глава:
Что умел человек ледниковой эпохи |
|
На главную страницу сайта |
|