О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Изображения животных – это ли не искусство

Пьетт отметил заметный прогресс в искусстве «эпохи лошади». В нем прослеживалось большее разнообразие сюжетов. Кроме того, художники стали ограничивать образ только наиболее значительной частью, например только головой или туловищем. Появляются также изображения скелетов или частей тела, со снятыми шкурами. Последние Пьетт описал как настоящие «экземпляры со скотобойни»: освежеванные головы лошадей с пустыми глазными впадинами, с четко выделенными сухожилиями, мускулами и затылочными выступами. Иногда головы вообще были лишены мягких тканей, и образец искусства выглядел весьма странно для «бездумного творчества», представляя собой скульптурное изображение черепа лошади с челюстью и зубами. В чем заключался смысл такого образа? Вообще в это время предпочтение отдавалось воплощению в образах искусства «животных, а не человека, и среди первых – лошади». Оценивая искусство «эпохи лошади», Пьетт называл его «самым блестящим за все ледниковое время, несмотря на низкое качество скульптурного материала». Выявилась даже линия развития так называемого «рафинированного искусства», для которого было характерно исключительное мастерство исполнения и наличие отдельных фантастических черт образов. В качестве примера Пьетт описал скульптурную голову лошади из Мас д'Азиль с ее преувеличенно огромным глазом и резко обозначенными, далекими от реальности конфигурациями ноздрей: «Скульптор в данном случае не стремился передать реальные формы. Это действительно рафинированное искусство, образ которого лишь близок объекту изображения. Это искусство отличается от наивного и точного искусства, которое представлено обнаженными статуэтками Брассампуи, так превосходно исполненными и столь соответствующими реальности».

Для завершающей фазы «эпохи лошади» свойственно появление гравюр с «прорезными двойными контурами», знаменующими переход от барельефа к «гравюре с некоторыми скульптурными деталями». В качестве материала художники использовали обломки рога северного оленя, пальметки рога и фрагменты тонких трубчатых костей. «Выгравировав голову на плоской поверхности, художник оббивал изображение. Порой, когда кость была достаточной толщины, он ее углублял в некоторых частях, чтобы придать рельефность соседним отделам. Тогда его произведение становилось и скульптурой, и гравюрой». Иначе говоря, барельеф создавался посредством удаления (углубления) участков, примыкающих к линиям, которые очерчивали контур фигуры. Этот технический прием заслуживает того, чтобы запомнить его для должной оценки событий, связанных с обстоятельствами открытия настенного искусства пещер.

Последний этап развития искусства древнекаменного века Пьетт относил к «эпохе оленя». В это время еще продолжали исполняться «гравюры с двойными вырезанными контурами», но они скоро исчезли и более уже никогда не появлялись. Среди находок из верхних горизонтов пещерных отложений преобладали «обычные гравюры», исполненные на роге и кости. Почти всегда художники гравировали животных, сопровождая рисунки «лучами». Что касается скульптур, то количество их сократилось, хотя они «были все еще любимы, поскольку в это время создавались весьма интересные образцы». Мастера стремились украшать орудия труда и оружие. Искусство гравюр началось с появления профильных изображений животных, исполненных на удивление точно. Изображения анфас трудно назвать удачными. Вначале «гравер, подражая скульптору... воспроизводил только одно изолированное животное, создавая его законченное портретное изображение. Очень не скоро стали исполняться групповые композиции. Это было новшеством в искусстве. Первыми исполнителями этой гениальной идеи являлись художники стоянки Ложери-Бас».

На финальном этапе «эпохи оленя» началось медленное исчезновение самого оленя и постепенное угасание древнейшего искусства. Но это случилось не сразу, ибо в гравировках мастеров того времени на роге оленя, кости и камне обнаруживается истинный талант. Художники одинаково мастерски исполняли как изображения отдельных животных, так и сложные по структуре композиции. Явственно прослеживается стремление к детализации рисунка. Но в это же время появились и небрежные гравюры, которые «стоят на порядок ниже». Особенно многочисленными стали изделия, покрытые орнаментом – шевронами и пунктирами. «Часть узоров создавалась игрой коротких линий». Это искусство, в котором доминировали геометрические рисунки, Пьетт понял как чистый плод воображения, отключенного от реальности. «Человек того времени не ограничивался воспроизведением окружающих его животных. Он создавал орнаменты, моделей которым не было в природе».


Предыдущая глава: Скульптура – начало древнего искусства

Следующая глава: Искусство древнейших пещер


В.Е. Ларичев. Прозрение.

Избранные главы

О книге «Прозрение»

Имя археолога В.Е. Ларичева хорошо известно читателям по его книгам «Поиски предков Адама» и «Сад Эдема», посвященным проблемам происхождения человека. В новой работе ученый рассказывает об открытии в разных странах памятников палеолитического искусства, о спорах среди исследователей по вопросу о значении искусства в жизни древних людей, о связи его с ранними формами религиозных верований.


На главную страницу сайта