|
Искусство древнейших пещерВ эту-то пору конца ледниковой эпохи исполнение гравюр и пришло в упадок, что Пьетт объяснил вторжением в «глиптическую цивилизацию» варваров, племен новокаменного века, представители которых не были склонны к «изящному искусству». Так, казалось, исчезло навсегда с лика Земли прекрасное искусство скульптур и гравюр «допотопной эпохи». Но оно пропало, чтобы вновь предстать перед глазами потомков десятки тысячелетий спустя, вызывая противоречивые чувства – восторга, недоумения и недоверия. Именно такое впечатление произвела коллекция предметов первобытного искусства, представленная Пьеттом на обозрение посетителям Международной географической выставки, открытой в Париже в 1875 г. Его постоянно пополнявшееся собрание изобразительного искусства палеолита в последующие десятилетия неоднократно демонстрировалось на выставках Академии наук, в Антропологической школе и на Международных конгрессах доистории и антропологии, пока в начале XX в. не нашло почетный приют в специально выделенном для него «Зале Пьетта» Музея национальных древностей Сен-Жермен-ан-Лэ. В том же 1875 г. произошло еще два этапных в изучении древнейшего искусства события – в Лондоне вышли в свет «Аквитанские древности» Лартэ и Кристи с многочисленными рисунками самых разнообразных образцов художественного творчества троглодитов Франции, а Пьетт выступил с публичными докладами, представив для осмотра предметы искусства из пещер Перигора. Изумлению не было предела – скульптуры и гравюры выглядели столь совершенными, что многие из присутствующих усомнились в том, что подобное можно создать примитивными каменными инструментами. Между тем, что ни год, с разных концов Земли одно за другим поступали известия об открытии стойбищ троглодитов, при раскопках которых отрывали не только кости и оббитые камни, но и образцы искусства. Так, в Англии Джону Мэйдженсу Мелло удалось в 1876 г. при исследовании в Дербишире пещеры Кресвелл Крэгс найти кость с гравюрой головы лошади, а на стене – изображение бумеранга. Повезло и Оскару Фраасу, а также Р. Р. Шмидту из Тюбингена – при раскопках у Шуссенрида пещеры Шуссенквелле им удалось обнаружить кость северного оленя с выгравированной на ней задней частью дикой лошади. В пещере Вильдшойр из слоя ледниковой эпохи был извлечен «жезл начальника», украшенный зигзагообразным орнаментом. Обломки орнаментированных костей были найдены также в Польше при раскопках в Мамонтовой пещере, открытой около Кракова (исследования вел в 1871 и 1873–1879 гг. граф И. Завиша), и в других пещерах. Примечательно, что каменные инструменты, открытые в пещерах Германии и Польши, были сходны с орудиями из французских пещер. Когда же Г. Оссов-ский начал в 1880 г. раскопки пещеры Машица вблизи Кракова, на левом берегу реки Прадник, то ему удалось найти 15 орнаментированных «жезлов начальников», по форме и характеру узоров сходных с французскими изделиями того же типа. Наиболее сильное впечатление произвело известие об открытии памятника ледниковой эпохи в самом суровом краю Евразии – в Сибири. Здесь в 1871 г. (при земляных работах в Иркутске) геологи И. Д. Черский и А. Л. Чекановский нашли каменные изделия «допотопной эпохи», а вместе с ними опять-таки предметы искусства: вырезанные из бивня мамонта «цилиндрические, короткие столбики» и шар, украшенные прямыми и криволинейными резными линиями, а также шлифованные кольца (браслеты?) и подвески – клыки благородного оленя со сквозными отверстиями у корня. Если даже «допотопные обитатели» заледенелой окраины Земли проявляли склонность к искусству, то приходится предполагать, что за этим явлением первобытной культуры действительно скрывалось что-то весьма важное для людей древнекаменного века. Рассматривая открытие археологами гравюр и скульптур эпохи палеолита, едва ли кто мог сразу, без колебаний, сказать – для чего на самом деле первобытный человек воссоздавал на обломках камней и галек, а также на поверхности кости и рога изображения животных? Одно было бесспорно: именно животные «допотопной эпохи» и ледниковых времен в первую очередь волновали пещерных жителей. За редчайшим исключением, предметы искусства были связаны именно с образами животных. А в каком поразительном разнообразии предстал перед современным человеком окружавший троглодитов животный мир!
Предыдущая глава:
Изображения животных – это ли не искусство
Следующая глава:
Головы животных на гравюрах древних художников |
|
На главную страницу сайта |
|