|
Организация производства под водойНаряду с обычной археологией ныне существует подводная археология. Обсуждение проблем подводной археологии специалистами-археологами чаще всего начинается с тезиса о том, что классическая лопата археолога под водой мало применима. Подводная археология находится в прямой зависимости от прогресса техники, и всеми своими достижениями, даже самим возникновением, в значительной степени обязана технике, техническим средствам подводных погружений и исследований. В наши дни интенсивно развивается новая область инженерной деятельности – проектирование, изготовление и эксплуатация различных технических средств, предназначенных для использования в гидросфере, что предполагает глубокие знания условий эксплуатации и учет специфики водной среды. Особое значение имеют средства и методы подводной связи, а так как управляемые объекты в значительной степени автоматизированы, то комплекс технических средств в целом приобретает характер сложных кибернетических систем. Таким образом, если производство в условиях суши развивалось от сравнительно простых способов ручного труда к современным его формам, производство в гидросфере с самого начала предполагает высокий уровень автоматизации всех работ. Многие вопросы организации производства под водой и проблемы транспортировки в гидросфере рассмотрены в специальной литературе. Значительные успехи в подводном плавании и строительстве достигнуты на военных флотах разных стран. По мнению американских специалистов, уже в 1970 г. будут построены боевые подводные лодки с глубиной погружения 1800 м и более, обладающие большой автономностью и высокой скоростью плавания. Подводные суда промышленного и научно-исследовательского назначения пока малочисленны и имеют ограничения ряда основных параметров. Можно предполагать, что такое положение является временным и в самое короткое время резко изменится хотя бы уже потому, что имеется ряд факторов, объективно способствующих интенсивному поиску новых форм движения на море и, в частности, подводных видов морского транспорта. Последнее вызвано следующими обстоятельствами. Во-первых, подводный транспорт является всепогодным, так как на некоторой глубине вода остается относительно спокойной в любой шторм. На подводные суда не воздействуют ветер, обледенение и другие факторы. Во-вторых, гидродинамические расчеты показывают, что за счет устранения волнового сопротивления, которое пропорционально четвертой степени скорости и имеет место только у надводных судов, можно повысить скорость хода подводных судов при меньших затратах мощности. В-третьих, у судов сверхбольшого водоизмещения, например, у подводных танкеров дедвейтом более 100 000 т, конструкция корпуса проще и надежнее, чем у судов такого же водоизмещения, предназначенных для надводного плавания. Правда, сопротивление трения, пропорциональное квадрату скорости, у подводного судна больше, чем у надводного, и подводное плавание, помимо указанных выше доводов, станет выгодным только для быстроходных подводных судов со скоростью хода свыше 30–40 узлов. Наконец, в-четвертых, все более заметна тенденция использования подводных судов в промысловом флоте (по образному сравнению авторов известной книги, морской промысел с надводных судов выглядит так же нелепо, как сельскохозяйственные работы на земле, производимые с дирижабля, летающего на высоте сотен метров). Широкое развитие подводного судовождения потребует одновременно решения задач подводной навигации, подводной связи на больших расстояниях, наблюдения за обстановкой в районе плавания подводного судна. Промышленное, промысловое и транспортное освоение различных слоев гидросферы требует решения новых проблем опреснения воды, получения кислорода и дыхательных смесей, построения новых двигателей и движителей, поиска новых эффективных источников энергии. Мировой океан сам является источником колоссальной потенциальной энергии, что во время штормов постоянно приводит к катастрофическим последствиям: кораблекрушениям, повреждениям и уничтожениям надводных и береговых сооружений. Кроме того, мировой океан, наряду с атмосферой, является «кухней» погоды на Земле. Уже сейчас, задолго до решения задачи управления погодой, необходимо найти формы и средства непрерывного сбора метеорологической информации в глобальном масштабе для ее последующей совместной обработки, что позволит вести непрерывный контроль за климатически и матеорологически опасными районами Земли с целью предупреждения стихийных бедствий.
Предыдущая глава:
Ресурсы океана
Следующая глава:
Классы животных гидросферы |
|
На главную страницу сайта |
|