|
Образование рефлексов животныхМногочисленные исследования экспериментально подтвердили, что практически у всех животных нашей планеты, в том числе у одноклеточных и у некоторых растений можно выработать условные рефлексы или напоминающие их реакции. В качестве примера напомним об опыте с инфузорией. Туфельку помещали в узкую трубку, наполненную водой. Среднюю часть трубки освещали, оставляя края затемненными. Инфузории разрешалось плавать только в освещенной зоне. Как только инфузория пересекала границу света и тени, она тотчас же получала удар электрическим током, который повторялся до тех пор, пока инфузория не уплывала обратно, в освещенную зону. Через некоторое время инфузория научилась избегать темноты, успевая повернуть на границе света и тени раньше, чем получала удар током. (В литературе упоминается эксперимент, в котором условия были изменены так, что инфузория должна была держаться в темноте, избегая освещенной части. Результаты оказались отрицательными – инфузорию не удалось выучить поворачивать на границе «свет – тень» в сторону темной зоны.) В других опытах инфузорию научили вырабатывать оборонительную реакцию на легкие сотрясения воды, которые в обычных условиях для туфельки совершенно безразличны. Известны многочисленные опыты по обучению актиний и гидр, в результате которого у них вырабатывались условно-рефлекторные оборонительные реакции складывания щупалец при воздействии условных раздражителей. Чрезвычайно велико и многообразно число форм обучения и обучаемости. Одни формы тяготеют к жестким автоматизмам, быстро и надолго возникающим, другие формы много тоньше и сложнее. Один вид обучения требует примитивного закрепления малейшего успеха для выработки устойчивых навыков, другой (у человека) не требует внешнего стимулирования, но нуждается во внутреннем осмыслении ситуации, а может быть и в подсознательном закреплении навыков. У всех без исключения высших животных процессы образования условно-рефлекторных связей протекают значительно сложнее, чем у низших представителей животного мира. Если у последних действительно прослеживается реакция организма как непосредственная функция стимула, то у высших животных эта реакция опосредована сложной структурно-функциональной организацией внутренних механизмов восприятия, хотя и остается тесно связанной с входным воздействием. Физиологи часто наблюдают, как при продолжении тренировки уже обученного животного, вскоре, без всякой видимой причины, отдельные раздражители комплекса теряют способность вызывать условный рефлекс. Это означает, что теперь комплексный раздражитель перестал быть для животного простым набором отдельных раздражителей, а стал единым самостоятельным раздражителем («образом»), резко отличным от каждой входящей в него компоненты. Происходит это потому, что между нейронами, к которым поступают составляющие комплексного раздражителя, образовались временные связи, что привело к созданию общего функционального центра. Когда мы говорим о сложности условно-рефлекторного поведения высших животных, то отсюда не следует вывод о существенной простоте структур управления низших биосистем. Во-первых, эти оценки являются относительными, а во-вторых, как уже говорилось выше, наши познания все еще далеко неполны и непрерывно появляются все новые факты, заставляющие несколько изменять сложившиеся представления. Так, долгое время считалось, что образование подражательных рефлексов является очень сложной задачей, с которой могут справиться только высшие животные. Лишь много позже было установлено, что возможность образования подражательных условных рефлексов прекрасно выражена у многих низших животных, особенно у тех, которые живут стаями. Опыты, проведенные на рыбах, показали, что у них могут быть таким образом образованы и пищевые, и оборонительные условные рефлексы. В этих опытах условно-рефлекторные реакции вырабатывались исключительно на основе подражания. Базой для их образования являлось только зрительное восприятие животных. Во время опытов рыбы находились в соседних аквариумах, и никаких контактов, кроме зрительного восприятия, в этом случае не было. При этом были исключены обонятельные, звуковые или вибрационные раздражители, которые могли бы исходить от обучающих рыб к обучаемым. Последние имели лишь возможность ощущать условный раздражитель и видеть реакцию на него рыб-«учителей». Этого оказалось достаточно для образования условных рефлексов.
Предыдущая глава:
Моделирование условного рефлекса
Следующая глава:
Нервная сеть различных организмов |
|
На главную страницу сайта |
|