|
Изображения в пещере Пэр-нон-ПэрВыступления Эмиля Ривьера, а в еще большей степени – его публикации вдохновили среди других и Франсуа Дало, который к тому времени мог отметить пятнадцатилетний юбилей своих исследований в Пэр-нон-Пэр. Раскопки теперь обнажили значительные по площади участки стены пещеры, покрытые глубокими резными линиями. Однако проследить их конфигурации мешали комочки и прослойки глины, плотно приклеившиеся к поверхности скалы. Дало, чтобы не скрести камень металлическими инструментами (это могло повредить изображения), решил рационализировать свою работу. Он взял у крестьян насос – механический распылитель, который они использовали для опрыскивания виноградных лоз, и начал промывать стены пещеры мощной струей воды. Результаты превзошли все ожидания: на площади около 25 квадратных метров ему удалось вскоре выявить сначала фигуру лошади, а затем целую дюжину гравированных изображений животных, расположенных поодиночке и группами. В их числе были бизон, мамонт, медведь, козел, коза и дикая лошадь с повернутой в сторону крупа головой, «как у классического Agnus Dei». Все они изображались в профиль, из-за чего вместо четырех ног были видны лишь две. Размеры фигур варьировались от миниатюр длиной в 26 сантиметров до гигантов более чем полутораметровой величины. Выбитые и прорезанные желобки, определяющие их контуры, были порой так глубоки, что изображения выглядели как барельефы. Дало при осмотре рисунков заметил на одном остатки красной краски. Судя по всему, отдельные гравированные рисунки дополнительно подкрашивались краской, как в Ля Мут. Обо всем открытом в Пэр-нон-Пэр Франсуа Дало решился наконец объявить публично. В конце 1886 г. он прочитал в Археологическом обществе Бордо доклад: «Наскальные гравюры в пещере Пэр-нон-Пэр». Восемь слепков гравюр Пэр-нон-Пэр вместе с описаниями 12 фигур животных Дало подарил Музею археологии Бордо. Затем то же самое он передал в главную сокровищницу древностей Франции – в Национальный музей в Сен-Жермен-ан-Лэ, где каждый желающий, в том числе, разумеется, и директор его – Габриэль де Мортилье, мог ознакомиться с копиями образцов древнекаменного настенного искусства. Дало пригласил посетить Пэр-нон-Пэр, чтобы скопировать рисунки, мало кому в мире археологов известного аббата Анри Брейля, который, как и Ко-Дюрбан, увлекался собиранием древностей. Стоит отметить, что этот двадцатилетний священник побывал в гроте Пэр-нон-Пэр в 1898 и 1899 гг. Впрочем, не миновал он и Ля Мут – 1 октября 1900 г. Брейль скопировал для Эмиля Ривьера настенные гравюры пещеры, которые ему на следующий год удалось вместе с текстом отчета опубликовать в XII томе журнала «L'Anthropologie». Еще одна удача оказалась связанной с пещерой Марсула, о живописи которой так и не решился до конца своих дней сообщить робкий аббат Ко-Дюрбан. После открытий Эмиля Ривьера в Дордони археолог Феликс Реньо посетил в 1897 г. Марсулу, и ему сразу же повезло: помимо повторного открытия «хорошо видимых по вертикальной стене грота красных линий» и рисунков, замеченных его предшественником, он при осмотре обнаружил другие изображения, выполненные красной и черной краской. В мае 1898 г. с рисунками в пещере Марсула ознакомился по приглашению Реньо Эмиль Ривьер, который постепенно обретал статус лидера в исследованиях пещерного искусства палеолита, при осмотре красочных изображений в Марсуле Ривьер счел необходимым осведомить Реньо об открытиях настенных гравюр и живописи в Альтамире, Шабо и Пэр-нон-Пэр. Пройдут годы, и при решении вопроса о приоритете открытия гравюр и живописи в Марсуле Эмиль Картальяк, которому Ко-Дюрбан в конце 80-х годов не осмелился показать выполненные краской линии, а сам он ничего не заметил, ничуть не смущаясь, напишет так: «Грот Марсула. Указан Феликсом Реньо. Открытия – Картальяка и Брейля»...
Предыдущая глава:
В пещере Ля Мут Ривьер нашел самодельную лампу
Следующая глава:
Алан Помарель показывает собственную пещеру |
|
На главную страницу сайта |
|